"История России - это борьба невежества с несправедливостью"
Армия комплектовалась и управлялась через систему различных учреждений. Основными из них были Военная коллегия (в XIX в. - министерство), а также Генеральный (Главный) штаб, возникший уже в XVIII в. К 1826 г. штаб вместе с министерствами финансов и иностранных дел переселился на Дворцовую площадь в здание, получившее общее название Главного штаба. Его возвел архитектор Корл Росси в 1819-1829 гг. Еще лет за 80 до того перед Зимним дворцом расстилался обширный луг. К 1780-м гг. он был застроен чередой самых разных, похожих и непохожих своими размерами и стилем домов. Росси объединил их в огромное здание, оставив за новым фасадом прежний лабиринт узких и темных дворов и закоулков. В результате город получил великолепную площадь. При этом Росси удачно развязал сложные узлы в планировке города.
Труднее всего было соединить площадь и подходящую к ней под углом Большую Морскую шлицу. Зодчий перебрал несколько вариантов, прежде чем был найден наилучший: улица влилась в площадь, пройдя под аркой. Кроме того, был открыт проезд с Дворцовой площади к Певческому дому ( современная Капелла). Первоначальный цвет стен здания был " перловый" - светло-серый, а колонн - белый. В сочетании с бронзированной колесницей Победы Главный штаб выглядел очень эффектно.
Арка Главного штаба была создана как памятник победе в Отечественной войне 1812 года, как символ триумфа российской армии. Ее скульптурное оформление напоминает триумфальные арки, что возводились в Древнем Риме для проходящих под ними войск победителей. Колесницу крылатой богини Победы "о шести конь" с трудом сдерживают воины в античных доспехах. арматуры, скульптуры воинов на фасаде усиливают впечатление торжественности всего сооружения. декоративное убранство и статуи, выкованные из листовой меди, созданы скульпторами С.С.Пименовым и В.И.Демут-Малиновским
К. Росси активно применял металл в строительство. Для архива Главного штаба в противопожарных целях он создал из сборных чугунных деталей стеллажи и ярусы галерей. Но большие металлические остекленные перекрытия для начала XIX в. были еще внове. Поэтому низкий глухой купол зала библиотеки, воздвигнутый Росси, затемнял помещение. Полуциркульные (с полукруглым завершением) окна, прорезанные в цилиндрическом барабане, пропускали недостаточно света для библиотечного зала. В начале XX в., когда металлические конструкции прочно вошли в практику строителей, для Главного штаба сделали новый купол библиотеки. Он представлял собой металлический остекленный каркас. освещение зала стало лучше. Но изменились высота и форма купола, он стал виден издали и исказил классическую стройность Главного штаба.