Петербург создавался как главный центр кораблестроения и мореплавания в России. В ноябре 1704 г. на левом берегу Невы заложили кораблестроительную верфь - Адмиралтейство. Здания, расположенные в виде буквы "П", как говорили в старину - "покоем", окружали его обширный двор, открывавшийся к Неве. На нем были устроены стапели - сооружения, на которых закладывали и строили суда. По намазанным салом доскам, под залпы салюта и дружное матросское "Ура!" они соскальзывали в воды Невы. Строительство кораблей продолжалось до 1844 г., когда верфь была закрыт. Здесь же, в Адмиралтействе, работала Адмиралтейская колле
гия, управлявшая российским флотом. Она заседала в центральной части длинного здания, в башне. "Под шпилем" - так два столетия говорили моряки о своем начальстве.
Адмиралтейство было целым комплексом мастерских и служб. Якоря ковали в кузницах у Невы, канаты вили в длинном канатном сарае. Склады, где хранился корабельный лес, разместили в отдалении на острове, оберегая остров от пожара. Название острова, Новая Голландия, напоминало Петру I страну, где он учился строить корабли. Лес из Новой Голландии сплавляли к Адмиралтейству по каналу - теперь на его месте Конногвардейский бульвар. К 1780-м гг. на островке поднялись новые каменные здания лесных складов, построенные архитектором Саввой Ивановичем Чевакинским. Арку возвел французский зодчий Жан Батист Валлен-Деламот.
Вскоре после закладки Адмиралтейства вокруг него построили крепость с земляными бастионами и рвами, которая защитила и верфи, и всю эту часть города. Перед крепостью расчистили эспланаду - обширное пространство для свободного обстрела из крепостных орудий. За ним закрепилось название Адмиралтейского луга. К 1817 г. старые укрепления, которые утратили свое назначение и лишь заслоняли новое здание Адмиралтейства, срыли, а на месте луга разбили первый в городе бульвар, будущий Александровский сад.
Новая Голландия - остров, созданный рекой Мойкой и каналами - Крюковым и Адмиралтейским. Гаванец, небольшой водоем на острове, сообщался с Мойкой коротким каналом, который проходи под аркой.
Современное здание Адмиралтейства - уже третье по счету. Первое, петровское, было перестроено в 1730-х гг. архитектором И.К.Коробовым. С 1806 по 1823 г. по проекту А.Д.Захарова на основе коробовского здания было возведено новое. Адмиралтейство - шедевр мировой архитектуры. Зодчий мастерски справился со сложной задачей: избежать монотонности в облике фасада (лицевой части здания), растянувшегося на 407 м. Для этого он украсил фасад шестью многоколонными портиками, которые создали живописную игру света и тени. В 1870-х гг. после ликвидации верфи по берегу Невы проложили набережную, а двор Адмиралтейства застроили домами.