"Нередко нам бы пришлось стыдиться своих самых благородных поступков, если бы окружающим были известны наши побуждения" Ларошфуко

 

 

 

     

 

 

ПЛОЩАДЬ ПОБЕДЫ

 

 

    Эволюция архитектуры Петербурга за три века состоит в том, что на смену стихийно возникшим в петровское время слободам и довольно хаотичной застройке пришли архитектурные ансамбли. Историки выделяют множество ансамблей (от франц. ensemble - совокупность, стройное целое). Чаще всего ансамбль формируется вокруг открытого пространства - площади (Марсово поле, Театральная площадь, площадь Островского, Искусств, цепь площадей центра и другие.) Но ансамбль возникает и вокруг одного главного здания (Инженерный замок) или на островах (Петропавловская крепость, Новая Голландия, Елагин остров), на мысу (Стрелка Васильевского острова).

    Петербургские монастыри (Смольный, Александро-Невская лавра) - это тоже ансамбли, как ансамблем является и Невский проспект. Некоторые из ансамблей задуманы одним архитектором, над другими работали целые поколения зодчих, внося изменения в стиле своей эпохи. Каждый знает Пять углов. Здесь, как льдины, сдвинулись углы пяти домов и застыли, образовав этот, по сути стихийный, ансамбль. Стройная композиция возникает порой как-то естественно, незаметно. Так появился уютный ансамбль у Крюкова канала. Его составляют колокольня Никольского собора, аркада Никольского рынка, "перекресток" каналов, цепь мостов, зелень деревьев. Советское время породило свои ансамбли. Это преимущественно ансамбли площадей.  площадь Ленина организуют памятник Ленина и новое здание Финляндского вокзала; площадь у Кировского райсовета, как и Комсомольская площадь, возведены на пустом месте как образцы "социалистического Ленинграда". Один из последних ансамблей создается на площади Победы. По своему замыслу он грандиозен и эффектен. Плоское пространство, тянущееся вдоль широкой дороги от Пулковских высот, вдруг обрывается высотными зданиями, оформляющими въезд в многоэтажный шумный город, который здесь начинается сразу, без привычных унылых предместий с их низкими постройками и огородами. Монумент героическим защитникам Ленинграда торжественно открывает приезжему въезд в город-ансамбль, город-музей, всемирно известный Санкт-Петербург.

Здания обступают площадь с трех сторон, оставляя ее открытой к югу. Теперь застройка шагнула и туда, а в парке недалеко от площади вознес главу Георгиевский храм -  памятник всем жертвам Великой Отечественной войны.

Монумент героическим защитникам Ленинграда в память о блокаде 1941-1944 гг. создан скульптором М.К. Аникушиным с группой архитекторов и художников. Перед огромным разорванным гранитным кольцом, символизирующим прорванную блокаду, стоит обелиск высотой 48 м. Монумент украшен многофигурными скульптурными композициями. В 1978 г. был открыт подземный Памятный зал, в котором хранятся боевые знамена войсковых соединений, защищавших Ленинград. В центре зала находится рельефная карта города с рубежами обороны. В мраморе высечены имена героев-ленинградцев.

 

Назад
На главную
На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz