"Удивительно, как при начале пира пьют из малых чаш, а с полными желудками - из больших" Анахарсис
На главную
На главную
     
Назад

 

 

 

 

 

ПАРКИ И САДЫ

 

 

 

В первой половине XVIII в. при дворцах и усадьбах устраивались регулярные, или "французские", сады. Природа в таком саду полностью подчинена человеку и была, в сущности, продолжением дома. Деревья и кустарники вдоль аллей искусно подстригали, превращая в шпалеры - плотные и высокие живые стены. За ними располагались рощицы-боскеты, в которых устраивали зеленые "кабинеты" с садовой мебелью. Вода здесь была только в рукотворных сооружениях: в фонтанах, каскадах, декоративных бассейнах. Во второй половине XVIII в. регулярные сады разонравились. Их стали называть искусственными, ненастоящими. Мода повернулась к пейзажным паркам, так называемым "английским" садам, которые разбивались в подражание природе, олицетворяли естественность. На смену прямым аллеям прошли изогнутые. Лужайки перемежались со свободно стоящими купами деревьев. Вместо шума фонтанов, которые "мучили" воду, здесь слышалось журчание ручейка. Все должно было создавать живую, изменяющуюся в течение дня и сезона картину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Летний сад - старейший сод города. Он основан в 1704 г. возле Летнего дворца Петра I в регулярном стиле с четкой планировкой, шпалерами, боскетами, беседками. Многочисленные фонтаны, птичник, зверинец, грот и беломраморные статуи привлекали внимание гостей царя. Наводнение 1777 г. сильно разрушило сад. В дальнейшем он превратился в пейзажный парк, сохранив от своего прошлого лишь прямизну аллей, шпалеры вдоль Фонтанки, да часть скульптуры в северной половине сада.

Скульптура Летнего сада - его гордость. Мало где в Европе сохранились такие большие собрания садовой скульптуры. Петр I заказывал и покупал статуи в Италии через своих агентов. Ему удалось приобрести даже подлинные античные статуи, хотя их вывоз из Италии был запрещен. Фонтаны сада украшали фигуры из позолоченного свинца, в том числе созданные по мотивам басен древнегреческого писателя Эзопа. Поэтому неслучайно здесь был установлен памятник И.А. Крылову скульптора П.К. Клодта. Под умиротворенной фикурой баснописца размещены по граням пьедестала горельефы. На них изображены самые разные звери, герои его басен.

Полированный белый мрамор статуй и бюстов Летнего сада сиял на фоне подстриженной зелени сада. Скульптуры были не только украшением, но и учебным пособием. Их заказывали сериями или парами, и они были посвящены какой-нибудь одной теме, например древнегреческому мифу. Под скульптурами были таблички с описанием изображенного античного бога, героя и с объяснением аллегорий. Так человек, гуляя по аллеям сада, пополнял свои знания, постигал смысл аллегорий и мораль басен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz