"Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?" Конфуций
На главную

 

     
На главную

 

 

 

 

Назад
На главную

 

ГОРОДСКИЕ ОГРАДЫ

 

В Петербурге вместо глухих стен и заборов,  разделявших улицы и дома средневековых городов, сооружались уже с момента его основания ажурные металлические ограды, решетки, перила. Изготавливали их ковкой или литьем. Ковали чаще небольшие по протяженности решетки. К литью прибегали тогда, когда требовалось создать длинную, на сотни метров ограду из одинаковых звеньев с повторяющимся рисунком. Об эти способа - тяжелое, грубое металлургическое производство, а результат - изящное чугунное кружево, без которого невозможно представить набережные, площади, улицы, сады и парки Петербурга. После революции 1917 г. искусство украшения города художественным металлом было утрачено. Более того, многие из решеток и оград погибли, отправленные в переплавку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перила Зимней канавки сделаны в 1780-гг. с коваными стрельчатыми элементами в редком для Петербурга "готической стиле.

 

Ограда Летнего сада вдоль берега Невы создана по рисунку Ю.М.Фельтена и установлена архитектором П.Е. Егоровым в 1784 г. ее кованые звенья, состоящие из копий и длинных прямоугольников, находятся  между мощными гранитными колоннами, которые увенчаны вазами. Декоративные элементы - кисти копий, розетки, орнамент, цветочные гирлянды - позолочены. Безупречные пропорции, благородная простота и  тонкость рисунка, контраст шершавого гранита массивных колонн и нарядной позолоты изящных деталей ограды создают незабываемое впечатление. Решетка Летнего сада архитектора Л. Шарлеманя и установлена в 1826г. Со щитов в серединах повторяющихся звеньев пугающе смотрит на прохожих лицо горгоны Медузы с волосами из спутанных в клубок змей. Согласно мифу, древнегреческий герой Персей отрубил голову Медузы и каждый, посмотревший на чудовище, превращался в камень.

 

 

 

Звенья изготовленной по рисунку А.Н.Воронихина ограды Казанского собора набраны из частых, "густых" прутьев. Они создают фон для узорной композиции, как бы висящей по центру звена: в ромб из "буйной" поросли трав и листьев вписан круг с лучистым узором. По обе стороны устоев Воронихин поместил половинки ромбов, благодаря чему ритм ограды длиной 171 м не сбивается. Высокий гранитный цоколь уравновешивает орнаментальная полоса по верху решетки

 

 

Перила Фонтанки кованые, из железных полос, которые "перетекают" одна в другую.Установлены в 1780-е гг.

 

 

Перила Мойки литые, чугунные, установлены около 1810 г. Такие же стоят и на некоторых первых набережных Фонтанки.

 

 

 

 

Перила Университетской набережной. Мотив переплетающихся овалов повторяется во многих решеткой города.

 

 

Ворота ограды Лютеранской церкви на Невском проспекте (архитектор А.П.Брюллов, 1838г.) украшены изящными коваными цветками. Они здесь не случайны. Такой цветок напоминает "розу" - так называется круглое окно на главных фасадах многих готических церквей.

 

 

Ограда Таврического дворца гармонична, как и все, что создано в классическом стиле.

 

 

 

 

Перила Певческого моста через Мойку, построенного инженером Е.А.Адамом напротив Капеллы в 1840г., - кованые. Сложностью и тонкостью ажурного узора, напоминающего кружева, можно любоваться часами.

 

 

Ограда Михайловского сада у храма Спаса на крови - одна из красивейших оград Петербурга, прекрасно отражает эпоху модерна, его изящество и фантазию. Длинные плети буйно цветущих диковинных растений расходятся от мощных столбов и сплетаются в неведомый вензель, прочитать который некому не дано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz